ПОСТ – СРЕДСТВО ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ЕДИНЕНИЯ С БОГОМ

IMG_4438Начался Великий пост – время покаяния и молитвы, время исправления и духовного возрастания. Но в наше время вольнодумства многие «образованные» и чересчур либеральные люди выдвигают претензии  и упреки в адрес Церкви о якобы несостоятельности и нецелесообразности вообще постов как таковых. Всячески пытаются аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Но, увы, их аргументация не выдерживает никакой критики. Она рассыпается перед многовековым опытом и авторитетом Святой Православной Церкви, как карточный домик. Давайте подумаем, зачем вообще Церковью были установлены посты, и какую духовную пользу они нам приносят.IMG_4441Всем нам (людям верующим и религиозным) хорошо известен тот факт человеческой истории, о котором нам повествует книга Бытие, именно грехопадение наших прародителей Адама и Евы в Эдеме. Это грехопадение заключалось в непослушании Бога и нарушении заповеди о посте. Вот как об этом говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный русский духовник и старец:

«Пост – это первая и, как показала сама жизнь, важнейшая заповедь Господа Бога, данная нашим праотцам. И послушание в посте – важнейшее требование. Из него, как из могучего корня, произрастают все заповеди блаженства, Богом обетованные» (Проповеди Великого поста. Тетрадь 1, Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь, 2012г.). Таким образом, преслушание прародителей и нарушение ими заповеди о невкушении от древа познания добра и зла произвело разрыв между Богом и человечеством. Но Бог будучи Любовью (1Ин. 4:16) дал обетование людям о том, что придет время и Он избавит их от этого греха, проклятия и смерти, которая стала последствием греха (Бытие 3гл.). И мы сегодня видим, что Господь исполнил свое обетование послав в мир своего Единородного Сына, Который своими страданиями, крестной смертью и воскресением дал нам возможность быть детьми божиими, а не рабами диавола, но только тем, которые уверовали в Него и приняли Его (Ин. 1:12), то есть тем, которые смогли преодолеть тот разрыв с Богом, который произошел в Эдеме и соединить себя с Ним. В этом и заключается цель нашей жизни – в единении с Богом.
Но, что же мешает нам соединиться с Творцом? Ведь на первый взгляд все просто: Господь победил врага своим смирением и любовью к людям, открыл нам райские двери, а нам нужно только верить в Бога, посещать богослужения, читать молитвы, ставить свечки, записки писать, творить поклоны, ну и конечно же не вкушать ничего скоромного в посты, вот и все единение. Но, не тут-то было! «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19), и там где больше благодати и подвига там и искушений больше, а значит и бесы присутствуют, а на счет поста и бдения, так бесы вообще ничего не едят и не спят. Но все это не приближает их к Богу.  Так что же все-таки является преградой между Богом и человеком и как соединиться с Ним, и достичь Царствия Небесного?
IMG_4443Господь нам говорит: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Значит Царство Божие – это прежде всего блаженное состояние нашего духа, а соединение с Богом – это пребывание в совершенной любви потому, как Бог есть Любовь (1Ин. 4:16). Стяжать (достигать, приобретать) эти высокие духовные состояния нам мешают наши страсти и грехи, которые нас постоянно отвлекают от единого на потребу. Но, источником всякого греха и неправды является сатана, который и прививает, а затем и взращивает в нас грехи и страсти, если мы не отгоняем его самого и его слуг – бесов от себя. И таким образом человек на первый взгляд верующий и церковный может оказаться рабом или еще хуже жилищем самого дивола сам об этом не подозревая. Но, ведь Господь нам четко указал, каким образом нам избавиться от рабства диавола и стать детьми божиими:

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21); «Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Так Сам Господь кроме этих евангельских слов показал нам пример сорокадневного поста (Мф.4:2).

Итак, мы видим какое важное место занимает пост в нашей духовной жизни. Но именно пост, а не диета!  Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Пост является прообразом нашей жизни. Как проведя достойно пост мы с великой радостью встречаем Светлое Христово Воскресение, разговляемся, веселимся, но не забываем о христианском духовном подвиге. Так и проведя свою жизнь достойно, в воздержании, смирении, доброделании и отречении от всего земного мы воскреснем для жизни будущего века. И не стоит думать, будто бы Церковь учит подвигу и воздержанию только в посты. Напротив, Она говорит о непрестанном подвиге и молитве, а пост является особым периодом подготовки и приготовления духовного к особо чтимым и значимым праздникам церковным.

Поститесь постом приятным и да хранит вас Милосердный Господь на пути вашего духовного подвига и доброделания.
прот.Павел Белый
духовник воскресной школы “Соборная”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *