Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с миссионером, церковным публицистом, преподавателем богословских курсов, писателем Сергеем Комаровым. Редакция сайта Кафедрального собора предложила ответить на вопросы на тему православного миссионерства и его роли в современном обществе.
******************************
– На территории Кафедрального собора Вы более года проводите курсы на тему «Апокалипсис», а также апостольских посланий. Опыт проведения бесед такого образовательного характера впервые в Вашей практике или было нечто подобное ранее?
– Вначале я вел приходские библейские занятия, потом стал преподавать на Высших Свято-Владимирских православных богословских курсах, участвовал в разных миссионерских проектах. Цикл лекций, посвященных толкованию книги «Апокалипсис» (или «Откровение Иоанна Богослова»), я уже читал в храме свт.Луки Крымского в Киеве. Сейчас, параллельно с занятиями при Духовно-просветительском центре Кафедрального собора УПЦ, изучаю книгу Откровение со студентами 10 курса ВСВПБК.
– Какой на сегодняшний день, по Вашему мнению, запрос на изучение Писания?
– Всегда есть люди, жаждущие изучения слова Божьего. Другое дело, мотивирует ли их кто-нибудь трудиться в этом направлении. Увы, в наших храмах довольно редко звучит призыв к регулярному чтению и изучению Священного Писания. Возможно, поэтому православные верующие гораздо более пассивны в данном отношении, чем, скажем, протестанты. В этом смысле духовное пробуждение у нас еще не наступило.
– Почему сейчас уже нет такого ажиотажа и интереса религиозной тематике, как это было скажем 15-20 лет назад? Именно к вопросам сути религии, ее места в жизни людей, поиску ответов, дискуссии и т.п. Остался только интерес к скандалам?
– Когда рухнул «железный занавес», в течение лет десяти религия у нас была в моде. Изголодавшиеся по Богу люди бросились на все «духовное», без разбора качества – главное, чтоб был какой-то контакт с потусторонним миром, и чтоб я имел от этого какую-то выгоду. «Помог» и Запад, наводнив территорию бывшего СССР протестантскими проповедниками. Теперь все немного успокоилось, каждый занял какую-то свою нишу, и оказалось, что в Церковь по-настоящему пришло не так уж и много людей. Да, возрождено внешнее храмовое благочестие. Но Православие – это не только посещение храма. Это жизнь по заповедям, проповедь, изучение Евангелия, духовная жизнь. Серьезно заниматься всем этим мало кто желает. Думаю, причина кроется здесь.
– Что лично Вам дало преподавание материала в таком формате или это простое желание поделиться знаниями с другими?
– Нельзя веровать во Христа и не говорить о Нем. «Веруем, потому и говорим» (2Кор.4,13) – писал апостол Павел. И, конечно же, научая других, мы учимся сами – это Вы верно заметили.
– Вы писатель, автор книг на церковную тематику, не считаете ли более важным или эффективным написание книг, или нельзя рассуждать в подобной сфере такими понятиями?
– Думаю, что сегодня нужно использовать любые приемлемые для Церкви формы миссии. Живое слово, статьи, книги, радио, телевидение, видеоблоги, музыкальные произведения, спектакли… Проповедь может быть выражена и в красках, и в звуках, и в архитектуре. Но все же, в авангарде миссии всегда будет личное общение – так было и будет всегда. Бог сошел с небес, чтобы посмотреть людям в глаза и рассказать им о вечной жизни. И мы, ученики Христовы, должны общаться с нашими братьями и сестрами лицом к лицу, делиться с ними своей главной радостью – верой во Христа. Если не будет живого общения, и если люди не увидят христианства в нас самих, все статьи и книги останутся бесполезными.
– Вопрос миссионеру. Что лично Вас зацепило в период ознакомления с христианством, и что повлияло воцерковлению и дальнейшему интересу к богословию?
– Литургия, Евангелие, и живой пример христианской жизни. Сокровища богослужения и Писания мне открыл мой духовник, протоиерей Андрей Ткачев. Его книги, проповеди и личный пример повлияли на меня в выборе церковного служения.
– Какие есть планы творческие, идеи?
– Продолжать свои обычные занятия. В общем-то, план один – спастись (улыбается – ред.).
– Если попытаться заглянуть в будущее, то несмотря на весь консерватизм церковного устройства, что Вы видите возможным или необычным в церковном сообществе, практике? Изменит ли цифровой мир и технологии образ мышления православных, и если да, то в какую сторону? Как на этом фоне будет смотреться главная Книга человечества – Библия?
– Думаю, что Библия навсегда останется главной книгой человечества. Безусловно, по мере хронологического удаления нашей цивилизации от библейских времен нужно будет все больше прилагать труда, чтобы расколоть культурную скорлупу библейского текста. Но это все решаемо, особенно при наличии интернета, и это вообще не главное. Главное, что Церковь хранит полученное от Христа откровение, живет им и свидетельствует миру о нем. Главное, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Айфоны и прочие гаджеты – это мишура, побрякушки. Под слоем всяких подобных игрушек мы все равно увидим человека – такого же, как и во все времена. У него всегда будет обычная человеческая душа, которая болит и ищет Бога.
Между прочим, Церковь учитывает современные технологии в миссионерской работе. Появляются всякие приложения для смартфонов, например Толковая Библия, Молитвослов. Можно скачать аудио-версии молитв. Уверен, что технологии могут помочь верующему человеку в его самообразовании. «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Разве плохо, если у тебя в телефоне целая библиотека православной литературы? Дело не в самих изобретениях, а в том, как мы ими будем пользоваться.
К тому же, Церковь дает человеку хорошую прививку здорового консерватизма. Православие глубоко архаично, и склонно к древним, выверенным формам выражения веры. У нас всегда будет богослужение византийского образца, мы всегда будем опираться на древние каноны, толковать Писание по святым отцам. Но при этом Церковь способна говорить человеку о вечных и актуальных темах на современном языке. Сегодня у нас есть замечательные проповедники, беседующие с нынешним человеком о Боге, душе, жизни, смерти, вечности. Так что я бы не стал бояться новых технологий. Если человек любит Бога, никакие побрякушки ему не помешают, но даже помогут.
– Вы представитель среднего возраста, с отличным образованием, поможет ли это в общении с современной молодежью, доступен ли для Вас язык, с помощью которого они смогут понять мысль и посыл к Евангелию?
– Я об этом мало задумываюсь, и просто стараюсь говорить понятно. Правильную и грамотную речь поймут и в тюрьме, и в реабилитационном центре, и в школе, и в ВУЗе. К тому же, я вполне отдаю себе отчет, что на слушателя способны подействовать не мои слова и объяснения, а слова Божии, живые и действенные. Цель любой лекции – по возможности ясно передать евангельское слово в церковном понимании, в связи с нашей действительностью. Если это получилось – все остальное неважно.
– Наша жизнь избыточествует негативом и грустным настроением, что вдохновляет Вас на поиски и личные открытия в писательской и преподавательской деятельности?
– То же, что радует и вдохновляет любого верующего человека: Христос, Церковь, Литургия, Писание, интересные люди. Тот, кто имеет это – настоящий богач. Божьей милостью к таковым богачам причисляю и себя.
Беседовал: Андрей Герман