Две тысячи лет отделяют нас от той святой вифлеемской ночи, которая предвестила миру тайну Боговоплощения. Две тысячи лет тому назад раздались над вифлеемскими полями ангельские голоса: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). На земле осуществилось неслыханное дело, которое стало свидетельством Божией любви к людям.
«Бог Господь, и явился нам…», — и в этом действительно высота, необъятность и неописуемость Божиего милосердия. Будучи Господом, Богом, Он явился нам, чтоб мы Его постигли, в Нем почерпали и силы, и благодатную помощь.
Мы пытаемся представить себе картину Рождества, место, где произошло это событие, историю, связанную с ней.
Божественная благодать ведет нас в божественный Вифлеем, к месту особенного и постоянного присутствия Бога, месту, где все нам напоминает «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим 3, 16). Здесь молитва и размышления о воплощении Сына Божиего вызывают соответствующие чувства. Прежде всего — чувство изумления: Бог и Господь приходит на землю, чтоб стать во всем нам подобным. И как приходит! Той священной ночью Пресвятая Дева вместе с Иосифом Обручником стучали не в одни двери, но не нашлось человека в целом городе, который бы позаботился, открыть свои двери и принять путешествующих. Входит в мир Он через Деву Марию, возлагается в нищих яслях, потому что не было для Него другого места!..
Кроме изумления, в нас возникает чувство особенной благодарности за милость и любовь Божию к нам, земным людям.
Бог приходит в мир, как Человек, живет с людьми, учит нас нашим языком, дает нам понятие истинной веры, любви, правды творит дела милосердия и помощи. И все это не только две тысячи лет тому назад, но и сегодня, теперь.
Немногие сподобились той ночью поклониться Тому, Кто воплотился в Вифлееме. Среди этих немногих были простые вифлеемские пастухи. Они увидели посланцев небес, услышали от них благую весть о Воплощении Сына Божиего, о той радости, которая, по словам Ангелов, будет всему миру. Добрались тогда до Воплощенного и поклонились Христу три восточных мудреца, которые принесли ему свои скромные подарки. Каким же образом сподобились волхвы отыскать воплощенного Господа? Они были ведомы небесной звездой, которая указывала им путь и остановилась над местом, где родился Христос Спаситель.
Можем и мы, братья и сестры, быть подобными в своих поисках Бога этим трем мудрецам, которым повезло найти Его, поскольку также имеем путеводную божественную звезду, которая вводит нас в Истину божественной правды и вечной жизни. Эту звезду дарит нам Господь, звезда эта — святая православная вера. Пусть она руководит нами и приведет нас к яслям Воплощенного Слова Божиего, где открываются сокровища мудрости и истины.
Ведь в событии Рождества Христова можно определить три главных аспекта. Первый из них — исторический. Господь пришел на землю в определенное время, родился в определенном географическом месте нашей планеты. И пока будут жить люди, они будут рассуждать об этом священном событии, о месте, которое освятил Господь Своим рождением, об исторических условиях, при которых оно произошло.
Вторым является аспект пророческий: в убогом вертепе содержится момент присутствия Христа среди человечества — прелюдия и обещание Его нового пришествия по окончанию нынешней исторической жизни людей на земле.
Таким образом, Рождество Христово — это не только осуществление многих Божественных обещаний и пророчеств, это — обращение к будущему, второму Пришествию, которое решит нашу вечную судьбу, это и есть его свидетельство.
И третий аспект Рождества Христова — это постоянное присутствие в мире, в жизни, в человеческой истории и в наших судьбах Господа нашего Иисуса Христа. Господь воистину со всеми нами во все времена. Для осуществления этого Он учредил на земле Свою Святую Церковь и установил Таинство Святой Евхаристии, в котором содержится Его таинственная реальность. Мы знаем и верим, что в любой части света, где осуществляется Святая Евхаристия, нам дарится истинное присутствие Христа Спасителя, дарится нетленная трапеза для наших нынешних странствий по направлению к вечному Иерусалиму.
И пусть на этом пути для каждого из нас сияет свет вифлеемской звезды. Пусть Господь в наших душах найдет себе вертеп и ясли, потому что только он для нас Путь, Истина и Жизнь, только в Нем наш мир, радость и блаженство.
Христос, Который ради нас родился, пусть благословит нашу Украину, каждого из нас и весь мир Своим миром и благополучием. Аминь.
2005 г.