На пятнадцатом году правления императора Тиберия на берегах Иордана появился последний великий ветхозаветный пророк — святой Иоанн, которому Господь судил стать Предтечой и Крестителем грядущего Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Это был сын священника Захарии. Когда Ирод приказал убить младенцев в Вифлиеми и его околицах, праведная Елизавета вместе с двухгодичным сыном Иоанном скрывалась в Иудейской пустыне. Вскоре родители умерли. Иоанн остался жить сам в дикой пустыне, береженный Богом, Который готовил его к великому служению.
Это время наступило, и на зеленых берегах Иордана зазвучал голос великого пророка. К иорданскому проповеднику стал быстро стекаться народ из всей Палестины. Люди жадно ловили каждое слово пророка о скором наступлении Царствия Небесного, о пришествии Мессии, Который вот-вот должен появиться.
Долгожданный день наступил. На берегах Иордана явился Иисус, Который принял крещение от Иоанна, чтоб «исполнить всякую правду». А Иоанн засвидетельствовал перед народом, что именно Христос является тем долгожданным Мессией, Тем Агнцем Божиим, который берет на себя все грехи человечества.
После крещения в Иорданских водах от рук святого Иоанна Предтечи, Господь наш Иисус Христос отошел от берегов Иордана, чтобы проповедовать Евангелие. Его же, Предтечу и Крестителя вскоре арестовали и бросили в тюрьму за гласное изобличение в незаконном сожительстве Ирода Антипы с Иродиадою.
За повелением тетрарха Ирода, святого Иоанна в тюрьме удерживали в не очень строгих условиях. Он мог свободно общаться с учениками, и сам Антипа нередко звал его к себе, слушал его речи, обвинения и даже спрашивал его советов. Однако в тюрьме предсказатель Божественной правды не ослабил, а, напротив, усилил свой голос, разоблачая незаконный брак царя с Иродиадою, говоря о нем в самых резких высказываниях.
Можно себе только представить, с какой злобой выслушивала Иродиада слова, которые осуждали ее, исходя из уст святого пророка в ее же дворце. Однако, уничтожить Иоанна сразу коварная женщина не могла. Ирод Антипа не хотел казни Иоанна Хрестителя, поскольку, кроме того что в известной мере уважал его, боялся и народных беспорядков. Но Иродиада долго терпеть также не хотела. Покончить со своим врагом царица решила при первой удобной возможности.
Долгожданный для нее момент наступил во время дня рождения Ирода, празднование которого проходило во дворце Махеронти. На этот счет во дворце собралось много гостей, и был устроен великий пир. Когда празник, на котором гости изрядно захмелели, достиг своего апогея, на середину дворца выбежала Саломея — дочь Иродиады, и исполнила неприличный танец, который вызвал невероятный восторг у гостей. «Проси у меня чего хочешь», — сказал опьяневший тетрарх. Он поклялся в присутствии своих военначальников и старейшин, что ни в чем не откажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом, и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестителя», — требовала жестокая Иродиада. Саломея была не менее жестокосердечной, чем ее мать. Она мгновенно, взяв с собой блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтоб ты дал мне сейчас же, на блюде, голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутствовавшие были пораженные ее просьбой. Страшно было видеть перед собой молодую девушку, которая только что беззаботно танцевала перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.
Смущенный Ирод все же не захотел нарушать своего обещания перед гостями. Сразу же в тюрьму послали палача, который вскоре вернулся, неся на блюде голову великого пророка и Предтечи Господнего. Саломея отнесла свою страшную добычу кровожадной матери…
Так мученически погиб «наибольший из рожденных женщинами». Тело его отдали ученикам; они похоронили его, и направились к Галилее рассказать Иисусу о произошедшей трагедии. Весть о смерти Иоанна очень огорчила Спасителя. Он знал, что адские силы не могут терпеть вестников Истины на земле. Смерть великого пророка предвещала еще одну смерть, теперь уже искупительную: следом за Своим Предтечей вскоре на Голгофу должен взойти и Сын Божий, Тот предвещенный Иоанном Агнец Божий, который взял на себя грехи мира. Аминь.
2005 г.