Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь на Усек­но­ве­ние главы Иоанна Предтечи

186На пят­на­дца­том го­ду прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия на бе­ре­гах Иор­да­на поя­вил­ся по­след­ний ве­ли­кий вет­хо­за­вет­ный про­рок — свя­той Ио­анн, ко­то­ро­му Гос­подь су­дил стать Пред­те­чой и Кре­сти­те­лем гря­ду­ще­го Мес­сии, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Это был сын свя­щен­ни­ка За­ха­рии. Ко­гда Ирод при­ка­зал убить мла­ден­цев в Виф­лие­ми и его око­ли­цах, пра­вед­ная Ели­за­ве­та вме­сте с двух­го­дич­ным сы­ном Ио­ан­ном скры­ва­лась в Иу­дей­ской пус­ты­не. Вско­ре ро­ди­те­ли умер­ли. Ио­анн ос­тал­ся жить сам в ди­кой пус­ты­не, бе­ре­жен­ный Бо­гом, Ко­то­рый го­то­вил его к ве­ли­ко­му слу­же­нию.

Это вре­мя на­сту­пи­ло, и на зе­ле­ных бе­ре­гах Иор­да­на за­зву­чал го­лос ве­ли­ко­го про­ро­ка. К иор­дан­ско­му про­по­вед­ни­ку стал бы­ст­ро сте­кать­ся на­род из всей Па­ле­сти­ны. Лю­ди жад­но ло­ви­ли ка­ж­дое сло­во про­ро­ка о ско­ром на­сту­п­ле­нии Цар­ст­вия Не­бес­но­го, о при­ше­ст­вии Мес­сии, Ко­то­рый вот-вот дол­жен поя­вить­ся.

Дол­го­ждан­ный день на­сту­пил. На бе­ре­гах Иор­да­на явил­ся Иисус, Ко­то­рый при­нял кре­ще­ние от Ио­ан­на, чтоб «ис­пол­нить вся­кую прав­ду». А Ио­анн за­сви­де­тель­ст­во­вал пе­ред на­ро­дом, что имен­но Хри­стос яв­ля­ет­ся тем дол­го­ждан­ным Мес­си­ей, Тем Агн­цем Бо­жи­им, ко­то­рый бе­рет на се­бя все гре­хи че­ло­ве­че­ст­ва.

По­сле кре­ще­ния в Иор­дан­ских во­дах от рук свя­то­го Ио­ан­на Пред­те­чи, Гос­подь наш Иисус Хри­стос ото­шел от бе­ре­гов Иор­да­на, что­бы про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие. Его же, Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля вско­ре аре­сто­ва­ли и бро­си­ли в тюрь­му за глас­ное изо­бли­че­ние в не­за­кон­ном со­жи­тель­ст­ве Иро­да Ан­ти­пы с Иро­диа­дою.

За по­ве­ле­ни­ем тет­рар­ха Иро­да, свя­то­го Ио­ан­на в тюрь­ме удер­жи­ва­ли в не очень стро­гих ус­ло­ви­ях. Он мог сво­бод­но об­щать­ся с уче­ни­ка­ми, и сам Ан­ти­па не­ред­ко звал его к се­бе, слу­шал его ре­чи, об­ви­не­ния и да­же спра­ши­вал его со­ве­тов. Од­на­ко в тюрь­ме пред­ска­за­тель Бо­же­ст­вен­ной прав­ды не ос­ла­бил, а, на­про­тив, уси­лил свой го­лос, ра­зо­бла­чая не­за­кон­ный брак ца­ря с Иро­диа­дою, го­во­ря о нем в са­мых рез­ких вы­ска­зы­ва­ни­ях.

Мож­но се­бе толь­ко пред­ста­вить, с ка­кой зло­бой вы­слу­ши­ва­ла Иро­диа­да сло­ва, ко­то­рые осу­ж­да­ли ее, ис­хо­дя из уст свя­то­го про­ро­ка в ее же двор­це. Од­на­ко, унич­то­жить Ио­ан­на сра­зу ко­вар­ная жен­щи­на не мог­ла. Ирод Ан­ти­па не хо­тел каз­ни Ио­ан­на Хре­сти­те­ля, по­сколь­ку, кро­ме то­го что в из­вест­ной ме­ре ува­жал его, бо­ял­ся и на­род­ных бес­по­ряд­ков. Но Иро­диа­да дол­го тер­петь так­же не хо­те­ла. По­кон­чить со сво­им вра­гом ца­ри­ца ре­ши­ла при пер­вой удоб­ной воз­мож­но­сти.

Дол­го­ждан­ный для нее мо­мент на­сту­пил во вре­мя дня ро­ж­де­ния Иро­да, празд­но­ва­ние ко­то­ро­го про­хо­ди­ло во двор­це Махе­рон­ти. На этот счет во двор­це со­бра­лось мно­го гос­тей, и был уст­ро­ен ве­ли­кий пир. Ко­гда праз­ник, на ко­то­ром гос­ти из­ряд­но за­хме­ле­ли, дос­тиг сво­его апо­гея, на се­ре­ди­ну двор­ца вы­бе­жа­ла Са­ло­мея — дочь Иро­диа­ды, и ис­пол­ни­ла не­при­лич­ный та­нец, ко­то­рый вы­звал не­ве­ро­ят­ный вос­торг у гос­тей. «Про­си у ме­ня че­го хо­чешь», — ска­зал опь­я­нев­ший тет­рарх. Он по­клял­ся в при­сут­ст­вии сво­их во­ен­на­чаль­ни­ков и ста­рей­шин, что ни в чем не от­ка­жет ей. Са­ло­мия с ра­до­стью по­бе­жа­ла к ма­те­ри за со­ве­том, и та под­ска­за­ла ей, че­го про­сить у Иро­да. «Го­ло­вы Ио­ан­на Кре­сти­те­ля», — тре­бо­ва­ла жес­то­кая Иро­диа­да. Са­ло­мея бы­ла не ме­нее жес­то­ко­сер­деч­ной, чем ее мать. Она мгно­вен­но, взя­в с со­бой блю­до, вы­шла к при­сут­ст­вую­щим и ска­за­ла ца­рю: «Хо­чу, чтоб ты дал мне сей­час же, на блю­де, го­ло­ву Ио­ан­на Кре­сти­те­ля». Ан­ти­па и все при­сут­ст­во­вав­шие бы­ли по­ра­жен­ные ее прось­бой. Страш­но бы­ло ви­деть пе­ред со­бой мо­ло­дую де­вуш­ку, ко­то­рая толь­ко что без­за­бот­но тан­це­ва­ла пе­ред со­б­ра­ни­ем, в ро­ли злоб­ной и кро­ва­вой мсти­тель­ни­цы.

Сму­щен­ный Ирод все же не за­хо­тел на­ру­шать сво­его обе­ща­ния пе­ред гос­тя­ми. Сразу же в тюрь­му по­сла­ли па­ла­ча, ко­то­рый вско­ре вер­нул­ся, не­ся на блю­де го­ло­ву ве­ли­ко­го про­ро­ка и Пред­те­чи Гос­под­не­го. Са­ло­мея от­не­сла свою страш­ную до­бы­чу кро­во­жад­ной ма­те­ри…

Так му­че­ни­че­ски по­гиб «наи­боль­ший из ро­ж­ден­ных жен­щи­на­ми». Те­ло его от­да­ли уче­ни­кам; они по­хо­ро­ни­ли его, и на­пра­ви­лись к Га­ли­лее рас­ска­зать Иису­су о про­изо­шед­шей тра­ге­дии. Весть о смер­ти Ио­ан­на очень огор­чи­ла Спа­си­те­ля. Он знал, что ад­ские си­лы не мо­гут тер­петь вест­ни­ков Ис­ти­ны на зем­ле. Смерть ве­ли­ко­го про­ро­ка пред­ве­ща­ла еще од­ну смерть, те­перь уже ис­ку­пи­тель­ную: сле­дом за Сво­им Пред­те­чей вско­ре на Гол­го­фу дол­жен взой­ти и Сын Бо­жий, Тот пред­ве­щен­ный Ио­ан­ном Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый взял на се­бя гре­хи ми­ра. Аминь.

2005 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *