Как говорить с ребенком о Боге?: размышления православного психолога Оксаны Бакумец

0905161a80e3bdfe7a673d878a2a1a72Какими словами говорить с малышом? 10-леткой? Подростком? Как говорить, если родители сами в храм не ходят, нерелигиозные? Какие книги можете порекомендовать родителям? Какие ошибки могут допустить родители, говоря о Боге с ребенком?

Вот небольшой перечень вопросов, с которыми встречаются родители в процессе общения с детьми. Как ответить? Что лучше сказать или показать? И почему эта тема так важна, поговорим сегодня…

Разговор с ребенком о Боге. Нужно ли говорить с ребенком о Боге? Что человеку дает вера?

Этот вопрос поздно или рано становиться открытым перед родителями. Дети любознательны по своей природе, поэтому кто-то раньше, а кто-то позже, но все же такой вопрос задаст прямо или косвенно.  И, конечно, лучше было бы родителям и самим инициировать этот вопрос и поддерживать живой интерес ребенка. Ведь душа ребенка открыта и очень важно, кто  и как посеет зерна истины. А знания о Боге – это и об истине и об опоре. Сегодня о значимости опоры на родителей  никто уже не сомневается, а вот о важности опоры на всемогущего Бога почему-то  все еще поддают сомнению. А ведь в этом есть определенная связь. Какая же? Дело в том, что родители для ребенка остаются всемогущими особенно до определенного возраста. Нет опасности, как считает ребенок, от которой взрослые не могли бы защитить его, не произойдет трагедии, если рядом стоит мама. Такое ощущение «любящего и справедливого всемогущества» весьма полезно для развития не только психики ребенка, но и для развития детских представлений о Боге…Потому что характер детско-родительских отношений оказывает огромное влияние на религиозное сознание ребенка. И в дальнейшем, подрастая, ребенок, понимая определенную беспомощность и ограниченность родителей, сохраняет веру  и опору на Бога отца, который и вправду был и остается любящим и всемогущим. И эта опора, как проекцией, заложенная родителями, прежде всего примером их верования, в идеале остается у ребенка на всю жизнь. Ведь вера – это и опора, и истина и основа начал. Вера, надежда, любовь – вот основные добротели, как пишет апостол Павел.

Как говорить о Боге?

Учитывая, основные положения христианского взгляда на естество человека и основные особенности возрастной психологии, это очень тонкий и не простой вопрос, на который кратко не ответишь. Действительно, то, что поймет малыш 3-х лет, или младший школьник, подростка  уже не устроит. В целом духовное воспитание или другими словами катехизация, начинается с самих родителей, их отношения к Богу, к вере. И одно дело, если родитель своим примером, молитвой, церковной жизнью, делами милосердия с утробы матери дает ребенку ощущение, что Бог тут рядом, он тебя любит. Другое дело, если родитель сам в поиске, тогда он сам, как малое дитя нуждается в духовнике особенно.  Для таких родителей можно рекомендовать для прочтения Православный катехизис, основы христианского вероучения, Киев, 2009г.

Как же лучше  духовно воспитывать детей?

Рекомендую всем родителям познакомиться с книгой «Возрастная педагогика и психология» Скляровой ТВ., и др.авторов. Это вам даст понимание в каком возрасте полезны и не полезны, доступны и недоступны те или иные аспекты духовного воспитания. К примеру, уже в пренатальный период очень важно самой маме молиться. Ведь молитва – это обращение к Богу. И своими словами и церковными молитвами это полезное дело. Очень хорошо и важно посещать богослужения, причащаться в Церкви, слушать церковную музыку.

В период родов, для мамы правильно воспринятые страдания много  дают для духовной жизни. Есть специальные молитвы, которые перед родами может прочесть священник.

Период новорожденности, младенчества – возраст запечатления любовью. Во время кормления во внутреннем диалоге можно проговаривать слова молитвы к Богородице или благодарственные. Кроме того,  существуют молитвы для кормящей матери, читающих перед образом «Млекопитательница». Таинство Крещения, которое по традиции чаще всего в этом возрасте родители решают провести, является уже на неосознанном уровне для младенца, вхождением в лоно церкви, ее окормлением.

В период раннего детства от 1 до 3 лет, когда вера принимается не столько умом, сколько сердцем, лучше образно преподносить знания о вере. Например, как Бог творец  рисует  узоры живой природы. На вопросы: «Мама, откуда взялось небо и все вокруг?», можно ответить, что мир сотворен Богом, и что Бог любит этот мир и всех людей, и тебя. Бог все дает, все сохраняет и преображает на лучшее». Не забывать, что в этот период очень важно прикосновение с любовью и нежностью, говорящего.  Ребенок через тактильный контакт, телесный, воспринимает вашу любовь, расположение.

В период дошкольного детства важно делами милосердия для других закладывать не потребительское отношение к другим, а служение и любовь к людям и к Богу через людей.  В воскресных школах, куда ребенка можно приводить при церкви, дети рисуют, слушают притчи Евангельские, узнают об ангелах, которые всегда рядом, к которым можно обращаться и т.д. Можно вместе с ребенком по воскресениям, к примеру, традиционно читать и обсуждать библейские, новозаветные повествования,  и хорошо, если они проиллюстрированы в издании. Можно рекомендовать, к примеру Библию для детей – священная история в простых рассказах, издание Минск, 2005г.  Важно проводить параллели, а как в твоей жизни откликается то, что мы прочитали.  Например, из Нового Завета – рассказ о мальчике, принесшему Христу свои рыбки и хлеб для насыщения толпы и др.истории. Очень хорошо, если есть традиция совместной семейной  молитвы. Их продолжительность должна соизмеряться с силами детей. И хорошо, если в конце  молитвы каждый член семьи скажет несколько слов о себе: о чем он лично просит Бога или за что благодарит. В этом возрасте следует укреплять сознание детей, что молитва – это обращение к Богу, разговор. Говорить ребенку, что к детским молитвам Господь необыкновенно милостив. Одновременно ребенку нужно закладывать, что не всегда то, что ему хочется, есть полезно, следовательно, может не совпадать с тем, что желает Бог.

В  младшем школьном возрасте главной задачей  является ученичество. Важно уже не только родителям духовно воспитывать  ребенка, но и найти хорошего учителя, духовника в той же воскресной школе.  Учитель, первый учитель  – очень значимая личность, т.к. он является  представителем общества, «носителем общего знания», авторитетом. Деткам этого возраста понятно, когда им говорят простыми словами «что Бог любит их и ему приятно, когда вы откликаетесь своей любовью, участием ему и другим людям. Когда люди ближе к друг другу, тогда они ближе и к Богу». В этом возрасте можно рекомендовать книгу О.Л.Янушкявечене «Дерево добра».

В подростоковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, поэтому воспринимать истины духовные подростку легче в группе. Подростки,» отзеркаливая»  друг друга в группе, начинают вместе искать ответы на духовные вопросы.  Очень важно понимать, что в этом возрасте у них возникает чувство братства. Хорошо, чтобы в группе сверстников был бы лидер, который поведет ребят за собой. Это может быть и более зрелый подросток, священник, диякон, мирянин, которому подростки будут доверять. Задача родителей помочь обрести подростку опыт участия в такой группе. Это может быть, к примеру,  скаутская организация  или братство, созданное при храме. Паломнические поездки, православные летние лагеря, походы также могут объединять ребят. Еще как модель примера братства, можно вспомнить книгу Гайдара о Тимуре. В художественной форме Гайдар создал модель жизни идеальной референтной группы, несущей идеологию добра, романтику социальной мечты: справедливый лидер, который может быть примером для подражания, дружеская сплоченность, состоящая из мальчишек, секретный и полуигровой характер их общения, полезной деятельности и т.д. Вера в Бога, как служения «вместе» добру и людям – вот девиз, который может сплотить ребят.

В старшем подростковом возрасте, периоде отделения и взросления, нужно прожить кризис сепарации. Когда вдруг подросток может отвергнуть все, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии. Можно сказать, что главная задача этого возраста – выбор служения добру, Божьего пути. В идеале нужно стараться создать и закрепить личные отношения с духовником, которые для подростка становятся ценными и являются опорой и ориентиром. И если что-то не складывается с положительным выбором у подростка или наблюдается разрушение себя самого, то  родителям нужно по-честному признаться себе, что раньше нужно было стараться, чтобы в душе ребенка сложился образ Бога-Любви, раньше нужно было стараться помочь полюбить духовные истины, церковное, научить радости жить отдавая, заботясь о других. А теперь только молитвой и принятием, любовью может помочь взрослый. Просить, но не требовать помощи в делах. Доброжелательно предлагать, но не заставлять пойти в храм. Переключать юношей и девушек с мнения о самих себе, на объективные интересы дела. Ведь основная задача юности – дать личности вступить в зрелость, научившись адекватно обращаться со своей свободой. Для прочтения старшим подросткам  и их родителям можно порекомендовать книгу «Записки на полях души» игумена Валериана, Киев, 2013г.

Что касается ошибок родителей, они конечно будут. Но главное, что здесь нужно помнить, чтоб не получилось что «слепой ведет слепого», – у самих родителей  должен быть духовник, священник, который и будет сопровождать их, окормлять, подсказывать им. Можно также обращаться к православному психологу, педагогу катехизатору. Наверное, самая чаще всего встречаемая ошибка родителей – это их проекция на образ Бога, которую они передают своим детям. Это так называемый негативный перенос образа Бога судьи, немилосердного, который или только карает, или более строгий, чем милостивый. Хорошо бы здесь разобрать евангельскую притчу о блудном сыне. Ведь Бог – это любовь, который по своему милосердию всем может простить. Он только лишь ждет искреннего покаяния, признания своих ошибок.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно стараться делать добро, а Господь управит, он ведь видит нашу немощ. И  если с верой, с Богом в душе, то все возможно…

Автор: Оксана Бакумец, православный психолог,
психотерапевт, куратор психологической службы
Православного центра развития семьи «Семья в радость»
(044) 529 03 59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *