Прикосновение к истории

IMG_2217Великий пост – время для молитвы, размышлений, духовных поисков и паломнических поездок. В самом деле, когда и отправляться в путешествие по святым местам, как не сейчас?6 апреля группа друзей из клуба бальных танцев «Ренессанс» поехала в паломническую поездку в Чернигов – один из городов «золотого кольца Украины», город старинных храмов и православных святынь, гдесохранилась 1/3 всех памятников Руси домонгольского периодана территории Украины, а также дух и атмосфера княжеских времен.

Поход по Чернигову – как прикосновение к истории. Ведь здесь жили, ходили и сражались люди еще более 10 веков назад. «Люто бобе бой у Чернигова, оже и таран на не поставиша, меташабокаменем полтора перестрела…» (Галицко-Волынкая летопись, 1234 год).

Странно: ведь мы – тоже из места паломничества, из Киева, который видел и князей, и татаро-монгольское иго. Но то ли стекло и бетон заслонили старинную кладку, то ли уже привык видеть в Киеве место работы и жительства, а ощущение погружения в историю уже возникает все реже. А может быть, шум мегаполиса заглушает шепот старины…

Чернигов сразу же обращает на себя внимание количеством частных домиков с настоящими деревянными резными ставнями, как в расписных древнерусских теремах. Такое ощущение, что в одном из таких теремков у окошка должна сидетькрасна девица с длинной косой, поджидающая своего витязя, который сражается где-то за нее на своем белом (а может, вороном) коне.

Первым посещаем Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в стиле украинского барокко в 1695 году, прикладываемся к мощам святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия и святителя Филарета (Гумилевского), покоящимся там.  Взбираемся на звонницу (172 ступеньки) и любуемся видом Чернигова как на ладони, открывающимся оттуда. И, конечно же, спускаемся в пещеры Троицко-Ильинского монастыря, основанныев XI веке князем Святославом Ярославичем и преподобным Антонием Печерским, «ископавшим» эти пещеры в толще Болдиных гор.«… Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселись, и есть монастырь святыя Богородицы на Болдиных горах и к сим дни».

Существует легенда, что между пещерами Троицко-Ильинского черниговского монастыря и Киево-Печерской лавры есть подземный ход, соединяющий их. Так это или нет, но вот духовная связь между обоими монастырями сразу чувствуется. Может быть, из-за единого основателя – Антония Печерского, почитаемогоРусскоюцерковью как «отца русского монашества».

Из галереи в галерею ведут узенькие ходы, иной раз буквально «по ширине плеч монаха», как объяснил нашим «ренессансовцам» экскурсовод. Здесь существует церковь Феодосия (XVIII век), самая большая подземная церковь Украины, и так называемая Пещера духов, алтарь и даже своего рода клирос – отдельная маленькая пещера в верхнем ярусе, в которой могли поместиться максимум 5-7 человек и где в свое время пел известный украинский поэт Павло Тычина. Великолепная акустика подземных помещений действительно делает звучным любой голос, чем сразу же воспользовались некоторые из экскурсантов, спев «Богородице Дево, радуйся» в честь праздника Благовещения.

Далее – домик-музей Лаврентия Черниговского и Елецкий женский монастырь. Из-за плотного графика нет возможности пообедать цивилизованно, но «ренессановцев» это не смущает. Следуя тому правилу, что путешественник должен быть отважным и неприхотливым, а также не пасовать перед трудностями, мы разложили свои запасы, предусмотрительно взятые с собой, на неработающем фонтане, где и поели, насладившись заодно свежим воздухом, солнечным днем и всеми прелестями настоящей походной жизни.

Даневка. Свято-Георгиевский женский монастырь. Чудотворные иконы великомученика Георгия и Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Храм заливает предвечернее солнце, он вообще удивительно светлый. Подаем записки о родных. «Крещеные?» – «Да, конечно»! Служителям храма не впервой принимать паломников.

Козелец, небольшой поселок  на берегу речки Остёр, и – величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Позолоченный иконостас в стиле рококо возносится ввысь, напоминая готический костел. Вспоминаются строки из Мандельштама о «башни стрельчатом росте». А снаружи – настоящийдревнерусский терем с круглыми башнями, балконами, витыми лестницами.

Дорога домой – и ощущение, что прикоснулся к истории. Понимаешь, что ходил по Киевской Руси, по местам, где ступали древнерусские князья и святые. И вдруг замечаешь, что ты как-то так и не увидел в Чернигове признаков современной жизни – высоток, маршруток, троллейбусов… Такое впечатление, что Чернигов так и остался там, в прошедших эпохах. А может, так оно и есть?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *